Зимние волшебники разных стран своими руками. Новогодние волшебники разных стран мира. Соок Ирей из Тувы – ещё один северный брат Деда Мороза

Россия Дед Мороз Мы привыкли к имени и образу нашего главного новогоднего Волшебника – Деда Мороза, с окладистой бородой, в длинной красивой шубе. Но любопытно, что такой персонаж в старой Руси был отрицательным – им пугали детей. С развитием советского кинематографа Деда Мороза снабдили положительными качествами и доброй душой, благодаря которым, он на каждый Новый год, вместе со своей внучкой, Снегурочкой, привозит на тройке лошадей детям подарки и посещает детские праздники, поздравляя с Новым годом.

Америка Санта Клаус Известно, что дети Австралии, Америки и некоторых стран Европы на новогодних торжествах ожидают подарков от Санта Клауса – самого известного брата нашего Деда Мороза, который наряжается в красный костюм с белой отделкой и ездит на оленьей упряжке по небу, разнося подарки. Какие же ещё зимние братья-волшебники есть у этих двух?

Татарстан Кыш Бабай Добрый дед Кыш Бабай, с которым всегда приходит его снежная внучка Кар Кызы, поздравляет детишек с Новым годом в Татарстане. Костюм у этого зимнего волшебника – синий. У Кыш Бабая – белая бородка, хитрые глаза и очень добрая улыбка. Новогодние действа с участием Кыш Бабая в Татарстане сопровождаются присутствием персонажей из татарских народных сказок Шурале, Батыр, Шайтан. Кыш Бабай так же, как и наш Дед Мороз, дарит детям подарки – их у него всегда полный мешок.

Швеция Юль Томтен Юль Томтен – маленький брат Деда Мороза в Швеции Этот зимний волшебник – очень маленького роста, и его имя в переводе звучит, как «Рождественский гном». Этот персонаж обосновался в зимнем лесу, и имеет верного помощника снеговика Дасти. К Юль Томтену можно сходить в гости в зимний лес – если, конечно, не боитесь темного леса, на дорожках которых бегают маленькие эльфы.

Италия Баббе Натале Брат Деда Мороза в Италии Баббе Натале Итальянский зимний волшебник приходит в каждый дом. Двери ему не нужны – он пользуется печной трубой, чтобы спуститься с крыши в помещение. Для того, чтобы Баббе Натале смог немного поесть с дороги, у камина или печи дети всегда оставляют чашку с молоком. Подарки детям Италии дарит добрая фея Ла Бефана, а озорники получают уголек от сказочной злой волшебницы Бефаны.

Монголия Увлин Увгун Увлин Увгун – брат Деда Мороза из Монголии На Новый год в Монголии празднуют ещё и праздник пастухов. Увлин Увгун ходит с кнутом, как самый главный пастух в стране, а на поясе в сумке носит главные предметы для пастухов – трут и огниво. Помощница Увлин Увгун – его внучка, «снежная девочка», Зазан Охин.

Голландия Синтерклаас Брат Деда Мороза Синтерклаас из Голландии Этот зимний волшебник – любитель мореплавания, ведь он каждый год под Новый год и Рождество приплывает в Голландию на красивом корабле. Его сопровождают много чернокожих слуг, которые помогают в путешествиях, а также в приготовлениях к праздничным Новогодним торжествам.

Финляндия Йоулупукки Йоулупукки в Финляндии – брат нашего Деда Мороза, живущий в горах Имя этого зимнего волшебника переводится, как «Рождественский дед». Дом Йоулупукки стоит на высокой горе, в нем живет также его жена – добрая Муори. Помогают по хозяйству Йоулупукки семейство трудолюбивых гномов. Сам Йоулупукки носит куртку, сшитую из козлиной шкуры, широкий пояс из кожи, а также красный колпак.


Бельгия Святой Николай Святой Николай из Бельгии – самый старший зимний брат Деда Мороза Святой Николай считается самым первым, старшим Дедом Морозом. Он облачен в белоснежную епископскую мантию и митру, ездит этот волшебник на коне. Святой Николай поздравляет детишек в Бельгии и дарит подарки, его повсюду сопровождает мавр Черный Питер, в руках у которого – розги для озорников, а за спиной – мешок с подарками для послушных детей. Каждая семья, которая приютит Святого Николая у себя, получит от него в дар золотое яблоко.

Узбекистан Корбобо Корбобо – узбекский брат Деда Мороза Добрый дедушка Корбобо, который приносит детишкам подарки под Новый год, всегда путешествует в сопровождении своей внучки Коргыз. Он ездит на ослике, и поэтому может приехать даже в самые дальние кишлаки.

Якутия Чысхаан Якутский брат Деда Мороза – мощный Чысхаан Зимний волшебник из Якутии имеет своеобразный костюм – он носит шапку с рогами быка, а одежда просто потрясает роскошностью украшения. Образ Чысхаана – якутского Быка Зимы соединил в себе два прообраза – быка и мамонта, символизируя силу, мудрость и мощь. По легенде якутского народа, осенью Чысхаан выходит из океана на сушу, принося с собой холод и морозы. Весной же у Чысхаана отваливаются рога – морозы слабеют, затем отпадает голова – наступает весна, а тело льды уносят в океан, где он чудесным образом восстанавливается до следующей осени. Якутский Чысхаан имеет свою собственную резиденцию в Оймяконе, куда к нему могут приехать гости и получить в подарок себе холода и мороз.



Италия Бефана В Италии – Дед мороз вообще женщина, да не просто женщина, а ведьма — старушка Бефана (Ла Бефана). По своей внешности она напоминает Бабу Ягу из русских сказок, но в отличие от Бабы Яги Бефана на лицо ужасная, но добрая внутри. Она прилетает в новогоднюю ночь через дымоход в дом к каждому ребёнку и оставляет хорошим детям подарки, правда, кое кто вместо конфет находит угольки. Это тоже конфеты, только чёрного цвета, с горчинкой. Так Бефана намекает девочкам и мальчикам: вспомни, хорошо ли ты вёл себя в прошлом году, не огорчал ли родителей?


Новогодние персонажи разных стран мира





Фото:

Андрей Гуцков

Новый год не может обойтись без Деда Мороза и
Снегурочки — в России, Санта-Клауса и оленя Рудольфа — в англоязычных
странах и Йоулупукки — в Финляндии. О том, какие еще новогодние
волшебники приходят в гости к детям — в нашем материале

Дед Микулаш и дед Ежишек

Первыми свои рождественские подарки получают дети
в Чехии и Словакии. Местный Дед Мороз — Святой Микулаш — приходит в
гости в ночь с 5 на 6 декабря, в канун празднования дня Святого Николая.
Известно, что он одет в длинную красную шубу, высокую шапку, а в руках у
него посох, только вместо мешка с подарками, за спиной он носит короб. У
доброго волшебника много друзей: трубочист, крестьяне, гусары, даже
Смерть. Считается, что в путешествии Микулаша сопровождают белоснежный
Ангел и лохматый Черт, которые подсказывают старцу, кому из малышей
подарить апельсин, яблоко или конфету, а кому — кусочек уголька или
картофелину. Ангел носит с собой список послушных и хороших детей,
которые прилежно учились и помогали родителям, а Черт — список с
фамилиями детей-проказников. Однако маленькие озорники давно научились
обводить Святого Микулаша вокруг пальца — считается, что если спеть ему
песенку или рассказать стишок, добрый старичок растрогается и вручит
заветный подарок.

Второй
дед Мороз — Ежишек — посещает дома в Рождество, 25 декабря. О нем
практически ничего не известно, так как его никогда никто не видел. По
одной легенде он является братом деда Микулаша, и они очень похожи,
только дед Ежишек очень скромный, по другой — подарки под елку в
Рождество подбрасывает сам младенец Иисус. Как бы то ни было, но Ежишек
внимательно следит, чтобы его никто не увидел, пока он подбрасывает
подарки в дома детей, но всегда сообщает о
своем посещении нежным перезвоном колокольчиков, которыми неизменно
украшаются елки и дома в Чехии и Словакии.

Баббо Натале и фея Бефана

В
Италии, как и во многих других европейских странах, сразу два Деда
Мороза, один из которых приходит на Рождество, а второй, а правильнее
сказать, вторая — 6 января. Новый год же в Италии не принято отмечать с
размахом, поэтому и персонажа, приносящего дары в этот день у них нет,
зато принято ходить в гости с чистой водой, существует даже поговорка:
«Если тебе нечего подарить хозяевам дома — подари новую воду с оливковой
веточкой».

Итальянского Деда Мороза зовут Баббо Натале, что в переводе означает Рождественский Отец.
Существует две легенды его происхождения. Первая связывает Баббо Натале
со Святым Николаем, который жил в III веке нашей эры. Согласно второй
версии — рождественский сказочный волшебник позаимствован у американцев.
В любом случае внешне он мало чем отличается от Санта-Клауса — обычно
он изображается как полноватый мужчина в красном полушубке, отороченным
белым мехом, и с седой бородой, иногда он даже носит очки. Как и
американский Дед Мороз Баббо Натале путешествует по воздуху в санях,
запряженных оленями, а в дома проникает через дымоход. Все итальянцы
знают, что Рождественский Отец — большой любитель молока, поэтому всегда
оставляют на столе чашку молока и сладости. Однако посещает он лишь тех
ребятишек, кто заранее написал ему письмо с просьбой исполнить их
заветные желания — для этого на улицах и в магазинах даже устанавливают
специальные почтовые ящики для писем итальянскому Деду Морозу.

А
6 января дети с нетерпением ждут в гости фею Бефану. Обычно она
изображается как старуха на метле, с крючковатым носом и большими
зубами, одетая во все черное. За спиной у нее мешок с подарками и
угольками. О волшебнице ходит сразу несколько легенд: согласно одной из
них, фея Бефана осталась в Италии после того, как волхвы не взяли ее в
путешествие к новорожденному Иисусу. С тех пор, она заглядывает в дома к
маленьким итальянцам, чтобы одарить послушных детей и наказать
хулиганов. Другая рассказывает, что волшебница сама отказалась посетить
Вифлеем и с тех пор ищет его колыбель в итальянских домах. Одни
новогодние предания рассказывают, что Бефана отпирает двери любого дома
маленьким золотым ключиком, согласно другим — волшебница проникает в дом
через печную трубу. О том, как передвигает фея, также ходит немало
легенд. Кто-то верит, что фею приносят звезды, а кто-то, что она
передвигается на маленьком ослике, а кто-то — что с крыши на крышу она
перемещается прыжками на метле. Фее Бефане принято оставлять угощение на
каминной полке — бокал вина и блюдце с едой. Существует поверье: если
волшебнице понравилось угощение, перед уходом она непременно подметет
пол. 6 января, в день Святой Эпифании, фею Бефану символизирует кукла,
ее возят на тележке по городу, после чего сжигают на главной площади.
Возможно, эта традиция связана с тем, что Бефана долгое время считалась
злой колдуньей.

Мельхиор, Бальтасар, Гаспар, Олентцеро и Тио Надаль

Испанские
дети не верят в Деда Мороза. Вместо традиционного новогоднего
волшебника к ним в гости приходят сразу трое Королей, которых мы
привыкли называть волхвами — без преувеличения самые старые
рождественские персонажи, о которых написано в Библии.

Накануне
Дня Трех Королей, он отмечается в Испании 6 января, во всех городах и
селениях проходит большое красочное шествие Королей. По окончании
Мельхиор, Бальтасар и Гаспар произносят торжественную речь, которая
неизменно заканчивается словами: «В этом году все дети получат
подарки!». Короли занимают каждый свой трон, установленные зачастую в
центре города, после чего вызывают к себе малышей и лично вручают
заветный подарок.

В
то же время в Стране Басков и провинции Наварра подарки послушным детям
вручает Олентцеро, местный Дед Мороз. О его происхождении ходит
несколько легенд — по одной из них он происходит из великанов
джентилаков и был первым, кто узнал о рождении Иисуса Христа
и принес это известие людям. По другой — когда Олентцеро был младенцем,
его нашла фея и отдала пожилой паре. Когда приемные родители умерли,
Олентцеро начал изготавливать игрушки, которыми одаривал соседских
ребятишек. Он погиб при пожаре, спасая детей, но фея подарила Олентцеро
вечную жизнь. Обычно Олентцеро изображается в национальной домотканой
одежде. Этот добродушный чернобородый толстяк любит хорошее угощение и
никогда не откажется от хорошего вина — для этого он даже носит с собой
фляжку.

В
Каталонии же место Деда Мороза занимает волшебное полено по имени Тио
Надаль. Маленькие каталонцы бережно ухаживают за поленом — кормят днем и
укрывают на ночь. В благодарность за заботу полено подкладывает им
небольшие съедобные сувениры — сладости, орехи или фрукты. Вообще
каталонцы верят, что если в Рождество сжечь полено и хранить пепел весь
год, это защитит их от злых духов.

Йоласвейнары

Исландские
Йоласвейнары не имеют ничего общего ни с русским Дедом Морозом, ни со
Святым Николаем, более известным как Санта-Клаус. По легенде в семье
великанши-людоедки Грилы и лентяя-лежебоки Леппалуди появилось 13
сыновей — Йоласвейнаров, в переводе с исландского рождественская братва
или рождественские парни. Современные рождественские традиции
представляют их в образе озорных гномов-шутников, однако до начала XX
века «братва» считалась не иначе как злобными троллями, доставляющими
немало хлопот обитателям «ледяной страны».

По легенде,
отпрыски мамаши Грилы появлялись в селениях за две недели до Рождества,
12 декабря, и начинали всячески вредить — воровали скот и еду, били
посуду, устраивали бардак в доме, а иногда похищали детей. Чтобы не быть
съеденными исландские ребятишки весь год до наступления Рождества вели
себя хорошо и слушались родителей.

С течением
времени образы Йоласвейнаров трансформировались — теперь эти добродушные
гномы оставляют в башмачках послушных детей подарки, да не один, а
тринадцать, а таким же озорникам, как они сам, дарят кочек уголька,
картофелину или даже камень. Считается, что гномы поочередно приходят со
стороны гор и задерживаются в каждом доме на 13 дней, после чего также
по одному уходят обратно в свою пещеру.

В то же
время до сих пор в неподдельный ужас исландских малышей приводят мамаша
Грила и домашний любимец Йоласвейнаров — огромный, величиной с быка,
черный Йольский кот. В канун Рождества они
иногда приходят в города и села, где подстерегают непослушных детишек
или лентяев, которые не успели прикупить к Святкам шерстяную обновку. В
2010 году одно из новостных агентств заявило, что извержение вулкана
Эйяфьядлайёкюдль — это дело рук коварной людоедки Грилы.

Маулана Каренга

С
60-годов прошлого столетия чернокожее население США проводит
афроамериканский фестиваль Кванза, который длится с 26 декабря по 1
января. Главной целью праздника является поддержка и сохранение
африканских традиций, заведенных в США в XVII-XIX веках вместе с
неграми-рабами. Кванза или праздник первого плода придумал лидер борьбы
за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского университета, доктор
наук Маулана Каренга. Он предложил отказаться от праздника Рождества,
которую считал «религией белых» и вернуться к «корням». Однако со
временем чернокожие жители США, исповедующие христианство, с
удовольствием отмечают и Рождество, и Кванзу. Кроме того, праздник
получил популярность и в Канаде, где его отмечают все, кому интересна
афроамериканская культура.

Каренга,
как идейный лидер праздника, предложил и «семь постулатов Кванза», по
одному на каждый день — единство, самоопределение, совместная работы и
коллективная ответственность, сотрудничество, целенаправленность,
творчество и вера. Сам Маулана Каренга назвал их принципами, которыми
должен руководствоваться в своей жизни черный человек, чтобы достичь
прогресса.

В
соответствии с традицией, взрослые и дети украшают свои дома, надевают
яркую национальную одежду и участвуют в праздничных церемониях — игру на
национальных музыкальных инструментах, песнопения, танцы, «бескровное»
жертвоприношение, чтение молитв и, конечно, застолье.

Доктора
Каренгу можно смело назвать новогодним волшебником афроамериканцев —
этот человек сделал для «черного» движения в мире не меньше чем Мартин
Лютер Кинг или Нельсон Мандела.

Сегацу-сан и Одзи-сан

В Японии
Новый год отмечают по Григорианскому календарю, который был принят в
стране восходящего солнца в 1873 году, хотя дата традиционного япо





а совпадает с китайской традицией и располагается обычно
между 21 января и 21 февраля. Традиция отмечать этот праздник
сохранилась с древних времен — о наступлении Нового года здесь неизменно
возвещают 108 ударов колокола. Однако после окончания Второй мировой
войны японцы позаимствовали некоторые элементы западной культуры.
Например, к традиционному древнему Деду Морозу Сегацу-сану добавился
более молодой, современный зимний волшебник Одзи-сан.

Сегацу-сан,
в переводе с японского Господин Новый год или Господин Январь, одет в
зеленое или небесно-голубое кимоно. По поверьям, за неделю до
наступления Нового года он покидает свой дом в небольшом городке Шиогама
на острове Хонсю и начинает обход жителей Японии. Эта неделя в народе
называется «золотой». К его приходу перед домами строят ворота из
бамбуковых палочек и сосновых веток, устанавливают карликовые деревца
сосны, сливы или персика. Несмотря на то, что Сегацу-сан не дарит
подарков, а просто поздравляет всех с Новым годом, он желанный гость в
каждом доме. Существует поверье, что вместе с ним в ночь с 31 декабря на
1 января жителей Японии посещают Семь богов счастья, которые приплывают
на волшебном корабле — специально для них дети оставляют на подушках
изображения парусников.

Второй
Дед Мороз, Одзи-сан, появился в Японии сравнительно недавно — с
проникновением в страну американских традиций. «Молодой коллега»
Сегацу-сана — японский вариант Санта-Клауса — справляется со своими
обязанностями всего за одну ночь. Передвигается Одзи-сан, одетый в
красный тулупчик и колпак, по морю, с собой он привозит подарки для всех
жителей островов. В последнее время маленькие японцы переняли традицию
писать своим Дедам Морозам письма с заветными желаниями, по статистике,
все больше адресатом они выбирают именно Одзи-сана, который обязательно
исполняет их желания.

Айос Василис

Греческий
Дед Мороз не имеет ничего общего с нашими традиционными представлениями о
новогоднем волшебники. Даже зовут его не Святой Николай, а Святой
Василий — Айос (Агиос) Василис, в честь православного святого,
родившегося в 330 году и еще при жизни получившего прозвище Великий.
Святой Василис прожил всего 49 лет, на протяжении которых он помогал
бедным и нуждающимся, а сам жил очень скромно. Умер он 1 января 379
года, с тех пор Греческая Православная Церковь в этот день отмечает
память святителя Василия Великого. Он был высоким и худым человеком с
бледной кожей и длинной черной бородой с проседью.

Несмотря
на то, что в современной Греции Айоса Василиса изображают как
Санта-Клауса — в красном полушубке с седой бородой — в традиционном
представлении он носит костюм, напоминающий рясу священника, а на голове
у него тиара. Святой Василий приходит в дома не с Северного Полюса, а
из своего родного города Кесарии Кападокийской. Еще одно важное отличие —
Айос Василис не носит мешок с подарками, так как на протяжении всей
жизни основными его дарами были слово и вера Христова.

С
именем Великого Василиса Кесарийского связана еще одна новогодняя
традиция — Василопита. Это пирог, без которого не обходится ни одно
торжество в Греции и на Кипре, где святого также очень чтут. По одной из
легенд, чтобы избавить свой родной город от захватчиков мудрый Айос
Василис велел местным жителям принести из дома все самое ценное. Враг
отступил, а все собранные ценности запекли в пироги, которыми угостили
всех жителей города. Эти пиро








нского
Нового годги получили название Василопиты. Их
неизменно пекут на 1 января, а внутри обязательно прячется монетка «на
счастье».

Шань Дань Лаожен

В
Китае, как и в других странах Восточной Азии, наступление Нового года
отмечается по лунному календарю и знаменует собой приход весны. Согласно
древним поверьям, в первый день весны пробуждается природа и оживает
земля, а на Землю приходит мифическое животное Нянь, которое пожирало
скот, зерно, а также детей и сельских жителей. С тех пор, в Китае
принято оставлять еду на пороге домов — считается, что зверь насытится и
оставит людей в покое. Существует и другое поверье: как-то Нянь
испугался ребенка в красном ханьфу, с тех пор в канун Нового года
принято украшать свои жилища красными фонарями и свитками, чтобы
отпугнуть зверя.

Своего
Деда Мороза китайцы величают Шань Дань Лаожен, существуют и другие
трактовки имени — Дун Че Лао Рен, Шо Хин и другие. Как и русский Дед
Мороз, он носит красное одеяние и не любит передвигаться пешком,
предпочитая объезжать свои владения на ослике. Шань Дань Лаожена смело
можно назвать самым занятым в новогоднюю ночь Дедом Морозом — детей в
Китае много, но он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет
лайси — конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что
их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо.
Считается, что он также отпугивает злых духов.

Хызыр-Ильяс

В
мусульманских странах отмечают сразу два Новых года. Первый из них
наступает в первый день месяца Мухаррам, но так как в исламских странах
используют лунный календарь, праздник сдвигается на 11 дней вперед.
Второй называется Хедерлез и символизирует начало нового скотоводческого
года (обычно отмечается 23 апреля по юлианскому календарю и 6 мая — по
григорианскому). Дед Мороза здесь зовут Хызыр Ильяс и появляется он
домах добрых и праведных людей лишь в начале мая. Обычно его изображают
седовласым старцем с длинной седой бородой, он носит зеленый вышитый
халат и красный тюрбан, а с собой у него мешок с подарками.

На
самом деле Хызыр и Ильяс — это два пророка, имена которых давно стали
восприниматься как единое целое. По татарским поверьям, Хызыр испил
живую воду и получил бессмертие. Считается, что он путешествует по
свету, помогает нуждающимся и наказывает алчных людей. До сих пор татары
верят, что нельзя обижать встретившегося в дороге или заглянувшего в
дом старика, так как это может быть сам Хызыр.

Согласно
другим легендам, Хызыр и Ильяс — братья, они встречаются всего один раз в
году, чтобы вернуть на землю Весну. В этот день и отмечается Хедерлез.
Согласно традиции накануне праздника все дома тщательно убирают, так как
новогодний волшебник не заглянет в жилище неряхи. Хозяйки также верят,
что, если в праздничную ночь все шкатулки, кошельки и кастрюли с едой
оставить открытыми, можно получить благословение Хызыр-Ильяса на
достаток в семье.




Анна Лихова.
TVC.RU







%0AWarning
:%20Missing%20argument%201%20for%20wp_get_attachment_image_src(),%20called%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-content/themes/ab-inspiration/single.php%20on%20line%2040%20and%20defined%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-includes/media.php
%20on%20line%20751

%0A»>

Вот и подходит к концу очередной год. Совсем скоро начнутся хлопоты и подготовка к встрече Нового года. Поэтому цикл статей об этом, всеми любимом празднике, наверное, будет кстати. А начнем мы его с персонажа, с которым связывают волшебство и чудеса, происходящие в Новогоднюю ночь – это .

Добрый волшебник , приходящий под Новый год и Рождество с подарками и сказочными чудесами – персонаж загадочный и имеет свою историю.

В древней языческой Руси, когда люди поклонялись силам природы, повелитель буранов, метелей и снегопадов именовался Мороз, Мороз Морозович или Морозко. Под такими именами он показан в былинах и устных сказаниях. Это суровый и даже злой старик с большой белой бородой, который норовит закружить пургу, наслать метели, снегопады и трескучий морозный холод. И никаких подарков этот старик не дарит.

В годы царствования Петра 1, когда на Руси был обновлен календарь и введен обычай встречи Нового года и Рождества, этот персонаж становится непременным участником празднеств. Только теперь он стал добрым волшебником, приносящим подарки хорошим и послушным детям.

Причина такой метаморфозы вполне объяснима. Русский – близкий родственник подобных персонажей, которые просто называются другими именами (, Вайхнахтсманн и др.).

А прототипом этих добрых зимних волшебников считается вполне реальный человек – епископ Николаус (Святой Николай), живший в г. Мира (ныне турецкий город Демра).

Легенда рассказывает, что одним рождественским вечером, проходя под окнами одного очень бедного дома, услышал Николаус разговор трех сестер. Старшая сестра предлагала продать себя в рабство, чтобы на вырученные деньги купить приданое для двух младших сестер. Но каждая сестра стала предлагать сделать то же самое ради двух других. Услышав этот разговор, епископ подкинул в окно кошелек с золотом, которого как раз хватило на приданое для старшей сестры. Через год, в такой же рождественский вечер он подкинул кошелек для средней сестры.

Следующее Рождество выдалось очень лютым, и окна домов были плотно закрыты. Тогда Николаус забросил кошелек в дымовую трубу. Словно по волшебству он угодил в один из чулков, которые младшая сестра развесила сушить (отсюда европейский обычай класть подарки в носки и чулки).

С тех пор каждое Рождество в бедных семьях г. Миры находили подарки, которые попадали к ним каким-то волшебным образом. И надо заметить, что долгое время Николаусу удавалось совершать эти добрые дела тайно. Но однажды, во время совершения очередного такого похода, он наткнулся на ночной дозор. Проверив, что находится у странно одетого старца в мешке, дозор узнал в нем доброго волшебника епископа Николауса. С тех пор люди прозвали его Рождественским Отцом, а после его смерти за все добрые дела и чудеса христианская церковь возвела его в ранг святых.

Впервые образ святого Николая трансформировался в образ доброго деда, который на Рождество дарит всем подарки, в Германии, а затем распространился по другим странам, где исповедуют Христианство.

В разных странах добрый зимний волшебник имеет разные имена и обличья.

Например, американский – это дедушка озорной и веселый, с внушительным брюшком, в короткой красной шубейке и красной шапке. Ездит он на оленьей упряжке и раскладывает подарки в башмаки и чулки, которые специально оставляют у камина.

Французским детям подарки на Новый год и Рождество приносит Пер Ноэль, а итальянским – Баббо Натале, немецким – Вайхнахтсманн, а финским – Йоулупуки.

После введения Петром 1 обычая праздновать Рождество и Новый год по европейскому календарю образ Святого Николая – Санта Клауса слился с образом языческого Морозко и превратился в известного нам Деда Мороза. Это солидный, высокий дед, с длинной и пушистой белой бородой, в длинной шубе и шапке красного цвета, с посохом и мешком подарков. Передвигается русский Дед Мороз на сказочной оленьей упряжке. Он строгий и добрый одновременно, веселый и справедливый, любит зимние забавы в морозный солнечный денек.

Как литературный персонаж сказок Дед Мороз очень молодой, родился он 160 лет назад. Именно

тогда Константин Одоевский опубликовал сказку «Мороз Иванович». В России есть даже праздник – день рождения Деда Мороза. Его отмечают 18 ноября, именно в это время на родине Деда Мороза городе Великий Устюг прочно устанавливается зима со снегом, морозами и метелями.

Относительно недавно у деда появилась внучка Снегурочка. А еще в городе Великий Устюг уже 4 года работает музей новогодних и рождественских игрушек. Но об этом в следующей статье.

А мы продолжаем рассказывать о новых новогодних книгах, которые выпустили издательства к новому году и которые могут стать чем-то интересным и важным в вашей библиотеке, а не «штоэтоизачем» :))
Не так давно мы с котом Лёней рассказывали о книге«Кругосветный Дед Мороз»
, в которой шла речь о Дедах Морозах со всего мира.
В этой же книге рассказывается о Дедах Морозах с разных уголков нашей страны, каждый из которых имеет свои милые и интересные особенности, традиции и легенды.
Вот к примеру:
— В Якутии есть Чысхаан. Новый год в Якутии встречают летом. Называется он Ысыах («Праздник изобилия»). Сопровождается он щедрым угощением, народными играми, соревнованиями и конными скачками. Когда приходит зима, в Якутии говорят: «Вот и чысхаан наступил». «Чысхаан» означает «сильный мороз с ветром». Легенды гласят, что осенью из Северного Ледовитого океана выходит Бык Холода и идёт по земле на встречу с Полярной звездой. С каждым шагом у него растут рога, и чем длиннее они становятся, тем крепче мороз. Но в январе прилетает с юга могучий орёл, и у быка падает один рог. Становится теплее. В феврале бык теряет второй рог, а после и сам исчезает в водах океана.
— Ики Морозович — это Дед Мороз в Ханты-Мансийске. А раз в несколько лет за декабрём в календаре хантов идёт ещё один, тринадцатый, месяц — «сверххолодный».
— Кыш Бабай властвует в Татарстане. Кыш Бабай не дарит детям обычных подарков. Зато предлагает отыскать сказочных шептунов, которые исполняют желания. Шептуны — это деревянные бочки. Для большого желания — самая большая.
— А в Архангельске проживает Главный Снеговик! У Архангельского Снеговика есть метла, исполняющая желания, а рядом с его домом растёт удивительный Морковный лес.
Ну согласитесь, как-то стыдно читать о Дедах Морозах со всего мира и ничего не знать о своих родных? К тому же информация здесь подана очень интересно, есть и факты, и легенды. Поэтому книга может послужить не только интересным предновогодним чтением, но и вполне себе познавательным пособием для доклада в школе или театрального представления:))

Дед Мороз и его братья. Зимние волшебники России

В Озоне

Не пропустите также шикарные новинки!
Веселые истории в рисунках дяди Коли Воронцова

В каждой стране их называют по-разному. Зимние волшебники величавы, молчаливы, на взгляд немного строги, но в душе очень добры. Дед Мороз, которого мы все знаем, носит белую, синюю или красную длинную шубу и почти такую же длинную белую бороду, на нем круглая шапка и с собой всегда посох. Появляется зачастую со своей внучкой Снегурочкой. Также имеет трех сыновей — Декабрь, Январь и Февраль. В Украине, помимо Деда Мороза и Снегурочки, присутствует еще одна новогодняя фигура — Святой Николай. Это один из ликов всемирно известного святого — Николая Чудотворца. Одевается он, по преданию, в белые одежды и носит короткую бороду. А сладости и подарки раздает только тем детишкам, которые себя хорошо вели весь год, непослушным же он оставляет ивовые розги под подушкой.

Дед Мороз в США, Австралии и Канаде — это всем известный Санта Клаус. Выглядит он так же, как и в новогодней рекламе Coca Cola. Невысокого роста пухлый мужичок с короткой седой бородой, в очках и с узнаваемым раскатным смехом: «Хо-хо-хо!». Санта забирается в дома через дымоход и раскладывает подарки в развешанные над камином носки либо кладет их под елку. Родом он из Лапландии. Множество помощников, целые толпы эльфов и другие волшебные существа помогают Санта Клаусу мастерить подарки для детишек.

Санта из США и Канады ездит на санях, запряженными оленями, носит короткую красную курточку, красные штаны и красный колпак, а вот Санта из Австралии выглядит иначе. Он носит легкие шорты и рубашку, поскольку в это время года в Австралии очень жарко — там лето. У Санта Клауса есть супруга — миссис Санта Клаус.

Если бы мы с вами жили во Франции, к нам бы приходил Пэр Ноэль (Pere Noel) — дословно «рождественский отец». По легенде, он ездит на ослике по имена Омела, с плетенной корзинкой, где и лежат все угощения и подарки для детей, которые вели себя хорошо. В дом он заходит через дымоход, а подарки кладет в оставленные для него башмачки. Также детишки оставляют рядом с камином морковку и сахар для осла. А вот к тем, кто вел себя плохо, приезжает злой двойник Пэра Ноэля. Его зовут Шаланд (Chaland), что в переводе означает «баржа», как несамоходное грузовое судно, перемещаемое толкачом, в роли которого выступает добрый Ноэль. У Шаланда есть еще и второе имя — Пэр Фуэтар, переводится оно обиднее, чем первое — «страшилище». Приехав к непослушным детям, Шаланд грозит поркой розгами и дарит золу вместо подарков.

Имя финского Деда Мороза — Йоулупукки (Joulupukki) — переводится как «рождественский козел». Не подумайте ничего плохого! Просто Йоулупукки чаще всего ездит на тележке, запряженной козлом. Выглядит сейчас он так же, как Санта Клаус, а вот еще в XIX веке Йоулупукки изображали в козлиной шкуре и даже иногда с рожками. Живет он в Лапландии на высокой горе Корватунтури вместе со своей доброй женой Муори. У Йоулупукки множество помощников — это гномы. В течение года они сидят в пещерах Кайкулуолат и слушают, как ведут себя дети во всем мире, также они помогают разбирать рождественскую почту, готовить и упаковывать подарки.

В Норвегии же «Деда Мороза» как такового нет. Там обитают ниссе — домашние духи, те же домовые. Домовые бывают разные: лесной, корабельный, церковный, домовой и рождественский ниссе. Последний как раз и занимается обязанностями Деда Мороза, и зовут его Юлиниссе. Рождественских ниссе множество, но среди них есть один главный, он живет недалеко от Осло в собственном доме в коммуне Фрогн. На сегодняшний день норвежский Дед Мороз приобрел черты американского Санта-Клауса. Ходят легенды, что Юлиниссе перемещается на тележке запряженной лисами. Существует традиция, что в ночь перед приходом Юлиниссе нужно оставить чашечку каши или чего-нибудь вкусного, чтобы он исполнил желания и сделал новый год счастливым и удачным. Норвежцы считают, что с Юлиниссе нужно дружить, иначе он может сжечь дом или наделать других пакостей. Так же, как и все Деды Морозы, Юлиниссе получает тысячи писем от детей. А отправляют они ее на почту, которая находится в городе Дребак.

Есть и страны, где мирно соседствуют два Деда Мороза. Например, в Чехии в ночь с 5 на 6 декабря приходит Микулаш. Он носит длинную шубу, шапку и посох, но подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Помощники его — ангел и чертенок. Ангел дарит подарки и сладости послушным детям, а чертенок дарит картошку и золу непослушным. В ночь с 31 декабря на 1 января роль Деда Мороза выполняет брат Микулаша — Ежишек. Никто не может с уверенностью сказать, как он выглядит и во что одет, поскольку Ежишек очень скромный. Оставляя подарки детям, он пристально следит, чтобы его не заметили. Еще Ежишек любит сообщать, что оставил подарок, — для этого на елке должны висеть колокольчики.

В Японии тоже два Деда Мороза, вот только соперничающих друг с другом. Первого, хранителя японских традиций зовут Сегацу-сан. Одевается он в небесно-голубое кимоно и ходит пешком по домам целую неделю, которую японцы называют «золотой». Сегацу-сан не дарит подарки детям, это делают их родители. А вот соперник Сегацу-сан — Одзи-сан — является молодым японским вариантом Санта-Клауса. Выглядит он точь в точь, как Санта, и разъезжает на оленьей упряжке. Но, в отличие от традиционного Сегацу-сан, Одзи-сан сам дарит подарки детям. Поэтому Одзи-сан и нравится детям больше, хоть и появился он сравнительно недавно.

Кажется, все страны воспринимают Новый Год совершенно по-разному. У каждого свой Дед Мороз, свои легенды и традиции. Но есть то, что объединяет все регионы. Деда Мороза в Польше и Бельгии зовут Святой Николас.

Имя Санта-Клауса представляет собой искажение голландской транскрипции имени святого Николая. Слово «ниссе» (норвежский домовой) восходит к имени Николая Чудотворца. Дед Микулаш по-нашему — Николай. И подарки Микулаш раздает в ночь на 6 декабря, как раз в день памяти святого Николая Чудотворца в христианстве. Получается, что зимний волшебник в каждой стране — это не просто волшебный новогодний персонаж, это ипостась великого святого, помощника в бедах, избавителя от всяких зол, покровителя всякого счастья. Люди на протяжении веков слагали о нем разные легенды. Из десятилетий менялись его внешность, одеяния и поведение. Но для всех людей в мире он всегда был един.

Кристина Горетова