Напиши что лисичка должна сказать о бычке. Коммуникация. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела. Совершенствование грамматического строя речи

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа1236 ДО 567

ООД в старшей группе по развитию речи

Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Выполнила: Брулева М.В.

Москва-2017

Тема:

Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель:

формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:



Р
асширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба.
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.



Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы:

беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование:

изображения героев сказки.

Словарная работа:

бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа:

знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы;

чтение сказок о рыбах «Морские сказки»

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Детей приглашаю в круг).

В

. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д.

— Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В.

— Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д.

— Хотим.

В.

— Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д.

— Да!

В.

— А кто такие друзья?

Д.

— Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В.

— Ребята, а какими должны быть друзья?

Д.

— Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.

В.

— А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д.

— Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.

В.

— А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д.

— Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.

В.

— Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В.

— Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

Д.

— Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.

В.

— Вам нравится ваш друг?

Д.

— Нравится.

В.

— Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д.

— Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

В.

— А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В.

— Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть -не мигаю,

Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая …
(лиса)


В.


— Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

2. Пальчиковая гимнастика.



А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

3. Чтение сказки.

В.

— Сказка называется «Как лисичка бычка обидела»
.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

4. Беседа по сказке.

В.

— Как называется сказка?

Д.

.

В.

— Где шла лисичка?

Д.

— Лисичка шла по берегу моря.

В.

— Кто высунулся из воды?

Д.

— Из воды высунулся бычок — рыба морская.

В.

— Какие слова пропела лисичка?

Д.

— Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В.

— Что ответил бычок?

Д.

— У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В.

— Понравились слова бычка лисичке?

Д.

— Нет, не понравились, она заплакала.

В.

— Что спросила лиса – мать?

Д.

— Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В.

— Как ответила лисичка?

Д. —

Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В.

— Что еще спросила лиса -мать?

Д.

— А ты ему ничего не говорила?

В.

— Что ответила лисичка?

Д.

— Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В.

— Какой вывод сделала мама-лиса?

Д.

— Вот видишь, ты первая его и обидела.

5. Физминутка

« Лисонька ».

(Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра « Слова наоборот».

В. —

Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

7. Подготовка детей к пересказу.

В.

— А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

8. Пересказ сказки детьми по частям.

Дети рассказывают по цепочке.

9. Рефлексия.

В. —

Какую сказку вы сегодня слушали?

Д.

— « Как лисичка бычка обидела »
.

В.

— Кто больше всех вам понравился?

Д.

— Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В.

— Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. —

Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В.

— Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. —

Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

В.

— Какие пословицы вы знаете по данной теме?

« Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В.

— Какие вежливые слова вы знаете?

Д.

— Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В.

— На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Тема:
Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель:
формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

Р
асширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба.
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.


Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы:
беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование:
изображения героев сказки.

Словарная работа:
бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа:
знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

1. Организационный момент.
(Детей приглашаю в круг).

В
. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д.
— Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В.
— Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д.
— Хотим.

В.
— Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д.
— Да!

В.
— А кто такие друзья?

Д.
— Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В.
— Ребята, а какими должны быть друзья?

Д.
— Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.

В.
— А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д.
— Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.

В.
— А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д.
— Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.

В.
— Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В.
— Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

Д.
— Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.

В.
— Вам нравится ваш друг?

Д.
— Нравится.

В.
— Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д.
— Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

В.
— А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В.
— Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть -не мигаю,

Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В.
— Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

2. Пальчиковая гимнастика.


А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

3. Чтение сказки.

В.
— Сказка называется «Как лисичка бычка обидела»
.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

4. Беседа по сказке.

В.
— Как называется сказка?

Д.
.

В.
— Где шла лисичка?

Д.
— Лисичка шла по берегу моря.

В.
— Кто высунулся из воды?

Д.
— Из воды высунулся бычок — рыба морская.

В.
— Какие слова пропела лисичка?

Д.
— Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В.
— Что ответил бычок?

Д.
— У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В.
— Понравились слова бычка лисичке?

Д.
— Нет, не понравились, она заплакала.

В.
— Что спросила лиса – мать?

Д.
— Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В.
— Как ответила лисичка?

Д. —
Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В.
— Что еще спросила лиса -мать?

Д.
— А ты ему ничего не говорила?

В.
— Что ответила лисичка?

Д.
— Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В.
— Какой вывод сделала мама-лиса?

Д.
— Вот видишь, ты первая его и обидела.

5. Физминутка « Лисонька ».

(Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра « Слова наоборот».

В. —
Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

7. Подготовка детей к пересказу.

В.
— А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

8. Пересказ сказки детьми по частям.

Дети рассказывают по цепочке.

9. Рефлексия.

В. —
Какую сказку вы сегодня слушали?

Д.
— « Как лисичка бычка обидела »
.

В.
— Кто больше всех вам понравился?

Д.
— Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В.
— Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. —
Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В.
— Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. —
Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

В.
— Какие пословицы вы знаете по данной теме?

« Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В.
— Какие вежливые слова вы знаете?

Д.
— Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В.
— На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Сказки народов тайги и тундры
Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела».

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Увидала лисичка бычка и запела:
-Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
Лисичка говорит:
— Сказала.
-Что ты ему сказала? — спросила лиса.
-А я ему сказала, что он пучеглазый да большеротый.
-Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его обидела.

^
Ительменская сказка «Рыбья упряжка»


У ворона Кутхи жена была запасливая, хозяйственная. Вот раз она говорит ему:
— Езжай на море, пока оно не замерзло, и налови побольше рыбы на зиму.
Взял Кутх нарты, положил на них удочки и пошел к морю. Стал он удить рыбу.
Маленьких рыбок Кутх в море выбрасывал, а больших — в нарты складывал. Да столько рыбы наловил, что нарты с места не сдвинет.
«Как я нарты до дома довезу без собак? — подумал Кутх. — Запрягу-ка я в нарты больших рыб — они и потащат».
Запряг Кутх горбуш в нарты и поехал домой.
-Ну, горбуши, тащите нарты хорошенько. Я вас на каждой стоянке досыта кормить буду.
Помчались горбуши быстрее ездовых собак.
«Ух, как тащат! — подумал Кутх. — Скоро я дома буду».
Домчали горбуши Кутху до тайги.
-Ну, Кутх, корми нас! -говорят. — Мы устали.
-Еще немного повезите, тогда накормлю, — говорит Кутх.
А сам думает: «Только бы до дому доехать, а там я их на зиму засолю».
Еще быстрее помчали горбуши упряжку. Кутх даже засмеялся от радости. «Жена будет довольна. Много рыбы привезу».
Примчали горбуши нарты на сопку. Остановились, никак отдышаться не могут.
-Ну, Кутх, корми нас! Совсем мы замучались.
А Кутх в ответ:

Рассердились они у высокой скалы и говорят:
-Ну, Кутх, корми нас. Сил больше нет.
А Кутх в ответ:
-Еще немного повезите, тогда покормлю.
Рассердились горбуши, повернули к морю и помчались быстрее прежнего.
Затрясся Кутх от страха. Кричит, молит:
— Горбуши, горбуши! Остановитесь! Я вас досыта накормлю.
-Не верим тебе! — закричали горбуши. — Ты нас три раза обманывал.
Потащили они нарты прямо в море.
Хотел Кутх соскочить, да не успел.
Нырнули горбуши в воду, а вместе с ними и Кутх с нартами.
Утонул обманщик Кутх, и не жаль его. Не обманывай!

^
Эскимосская сказка «
Ленивая сова»

Жила в зеленом лесу серая сова. Была она ленивой-преленивой. Ей даже лень было перелететь с дерева на дерево. Как-то теплым днем она сидела в дремоте на лиственнице. Подлетел к ней пестрый дятел и застучал по дереву.
Проснулась сова, встряхнула помятыми крыльями и спросила сонным голосом:
– Что ты, дятел, шумишь – спать мне не даешь?
– Разве ты не видишь? – удивленно посмотрел на нее дятел своими глазами, похожими на просяные зернышки. – Еду я себе добываю.
– Ты что, не мог другого места найти? Убирайся отсюда! – прикрикнула на него сова.
– Все трудятся, одна ты спишь. Хотя бы гнездо себе сделала! – сказал дятел и улетел прочь.
Уселась сова поудобнее и только было заснула, как снова услышала шум. Это сорока подлетела к лиственнице и стрекочет над самым ухом. Закричала на нее сова, а та не испугалась и говорит ей бойко:
– Почему ты все спишь? Посмотри кругом – все птицы хлопочут, у каждой свое дело: кто птенцов кормит, кто гнездо вьет!
Не дождалась сорока ответа от совы и полетела дальше новости лесные собирать.
Опять задремала сова, вдруг слышит, как над ее головой кто-то летает. Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. А кругом птицы снуют кузнечики звенят, мошки жужжат.
Стыдно стало сове, и решила она, как придет другой день, за гнездо приняться.
Наступила ночь. Была она очень холодной. Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. Вспомнила она о теплом гнезде синички – вот бы в таком поспать. Длинной была холодная ночь. Даже глаза бесчисленных звезд неба замерзли и потускнели от холода. Всю ночь сова мерзла и поджидала восхода солнца. Наконец солнце взошло и согрело ее. Разомлела сова от тепла и сладко заснула.
Так проходил день за днем, а гнезда себе сова так и не свила из-за своей лености.

^

Мансийская сказка «Зайчик»


Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться:

– Огонь, сожги осоку на озерном берегу!

– Какое зло сделала тебе осока? – спросил огонь.

– Губу мне разрезала, – ответил заяц.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя, – сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит:

– Вода, прибудь, затуши огонь!

– Какое зло тебе сделала осока?

– Губу мне разрезала.

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:

– Дети, в воду стреляйте!

– Какое тебе зло вода сделала?

– Вода не прибывает, огонь не тушит!

– Какое тебе зло сделал огонь?

– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!

– Какое тебе зло сделала осока?

– Губу мне разрезала?

– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит::

– Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи. чтобы стрелять не могли!

Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду – вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке-перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил.

Ирина Разводова

Конспект ООД по теме «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» старшая группа.

Конспект ООД

Пересказ эскимосской сказки
«Как лисичка бычка обидела
»
.

Старшая группа
.

Воспитатель
: Разводова И,П,

Цель
: помочь детям понять и запомнить содержание сказки
, учить пересказывать текст по частям
, драматизировать отрывки.

Образовательные задачи
:

Формировть умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Развивающие задачи
:

Развивать диалогическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики;

Приобщать детей к фольклору.

Воспитательные задачи
:

Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, активность, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей
: Коммуникация, познание, социализация

Виды деятельности
: коммуникативная, восприятие художественной литератур, двигательная.

Формы и методы работы
: объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы.

Оборудование. Плоскостные изображения героев сказки
, элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, карточки 2-х значных слов, магнитики.

Ход образовательной деятельности
:

1. Оргмомент

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте»
, друг другу

Нам здороваться не лень —

Всем «Привет»
и «Добрый день»

Воспитатель- Сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку
, которая называется «Как лисичка бычка обидела
»
.

– Кто кого обидел
?

А кто это такой – бычок?

Как он выглядит?

(Обычно дети начинают рассказывать
, как выглядит телёнок).

Вы рассказали о телёнке
.

Ребята, я вам открою секрет. Слово бычок имеет два значения
: домашнее животное бычок, теленок А второе.. Послушайте загадку

Вильнет хвостом

Туда-сюда-

И нет следа. (рыбка)

Правильно, это морская рыбка под названием «бычок»
(показ иллюстраций)

2. Упр. с картинками

В
: Посмотрите, на столе лежат предметы, которые имеют два значения. Вы должны к картинкам подобрать предмет. Например
: У меня картинка родник или говорят, бьет ключ, то на столе я нашла ключ, которым открывают дверь. (Дети переходят к столу
, на котором лежат предметы и картинки с двухзначным значением и подбирают картинки к предметам).Оружие лук со стрелами — репчатый лук, ручка перо — перо от птицы, кран для умывания -машинка подъемный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка у гриба и т. д.

3. Чтение сказки
«Как лисичка бычка обидела
»

Воспитатель
: Так кого лисичка и обидела
? Хотите знать, где это случилось и как?

Шла однажды лисичка по берегу моря
. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать
. Увидела лисичка бычка и запела
:

Бычок, бычок.

Пучеглазый.

Бычок, бычок.

Большеротый.

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит
:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой
.

Лиса-мать спрашивает
:

Кто тебя обидел
, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел
. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает
:

А ты ему ничего не говорила?

А я ему только сказала
, что он пучеглазый и большеротый. – Вот видишь, — сказала мать- лисица
, — ты первая его и обидела…

4. Беседа по сказке

Вопросы
:

Как называется сказка
?

Где шла лисичка
?

Кто высунулся из воды?

Какие обидные слова лисичка пропела бычку
? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину
дразнилку вместе… споём ещё раз.

А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обзывала? (Ему

было грустно, больно, обидно
).

Какие обидные слова бычок сказал лисичке
?

А что сделал бычок от обиды
? (Наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку
)
.

Помните, что мама-лисичка сказала дочке
?

А как вы думаете, кто был прав в этом споре?

Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из сказки
.

Так что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (Не обижать других)
.

5. Работа над смыслом поговорки
:

Воспитатель
: Есть такая поговорка
: .

Как вы думаете что это значит?

(Не хочешь, чтобы тебя обидели
, не обижай и сам других)

6. Упражнение «Скажи наоборот»

Весело- грустно

Дружба – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

7. Координация речи с движением
:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море. руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

8. Повторное чтение сказки воспитателем
(схемы)

Воспитатель
:

Присаживайтесь на стульчики. Ещё раз внимательно прослушайте сказку
. И постарайтесь запомнить все слова
, которые сказала лиса бычку
, что бычок ответил лисичке
. Что мама – лиса спросила у лисички
. Что лисичка ответила маме
. И нам помогут в этом картинки – схемы.

9. Пересказ сказки детьми по частям
.

Одного ребенка приглашает воспитатель, а другого приглашает ребенок
: «… ты хочешь рассказать сказку вместе со мной
(хочу)
Спасибо,.» (2 пересказа
)

Дети
: «Ш-ууууу»
набегает волна (после каждого пересказа
)

«Шуршим, шуршим, шуршим»
— шуршат камушки.

10. Драматизация сказки
.

Воспитатель напоминает действия персонажей
: бычок, высунулся из воды, лисичка бежит и поёт
. Мама-лиса – дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки и т. п.

Как называется сказка
которую вы сегодня слушали?

Кто главные герои?

Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?

Что значит пословица «Как аукнется, так и откликнется»
?

Подчёркивает, что сегодня они не только послушали сказку
, но и учились пересказывать её
.

Кто больше всех вам понравился?

Согласны ли вы с концовкой сказки
?

Как бы вы закончили сказку
?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Пересказ сказки Е. Пермяка «Первая рыбка»

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Цель: 1. Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;.

Цель: формировать представление о свойствах твердых и жидких веществ; развивать экологическое сознание; развивать способность к преобразованию.

Конспект по развитию речи: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Цель: Формировать умение пересказывать художественное произведение. Задачи: Продолжать учить образовывать однокоренные слова (лиса, лисица,.

Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

МБДОУ №9

Коммуникация

Пересказ эскимосской сказки

«Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Гордобина Валентина Андреевна

г. Елизово 2013

Коррекционно – образовательные цели
.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование грамматического строя речи.

Уточнение и активизация словаря по теме « Рыбы».

Коррекционно — развивающие цели.

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

Коррекционно – воспитательные цели.

Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Оборудование.

Плоскостные изображения героев сказки, ракушка морская, элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, волшебная палочка.

Предварительная работа.

Чтение сказок о рыбах («Морские сказки» С.Сахарнов; «Добрая раковина»

С.Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки.)

Просмотр телепередач о рыбах(родители). Чтение стихов о морских животных.

Чтение сказок к которым можно применить пословицы:

« Слово может обидеть,

Слово может спасти.

Слово может полки за собой повести.»

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»

Тема: эскимосская народная сказка

« Как лисичка бычка обидела»

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, отгадайте, кто герои сказки, с которой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Блещет в море чистом

Спинкой серебристой. (Рыба.)

Хвост пушистый, Маленькая, рыженькая, живет с мамой

Мех золотистый, в норе. (лисичка).

В лесу живет. 1(лиса).
2.Пальчиковая гимнастика.

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши». Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

(Дети садятся за столы. На доске появляются изображения героев сказки.)

3. Чтение сказки
«Как лисичка бычка обидела»
.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

4.Беседа по сказке

Вопросы:

Как называется сказка?

Где шла лисичка?

Кто высунулся из воды?

Что запела лисичка?

Что ответил бычок?

Понравились слова бычка лисичке?

Что спросила лиса – мать?

Как ответила лисичка?

Что еще спросила лиса?

Что ответила лисичка?

Какой вывод сделала мама-лиса?

5. Развитие общей моторики « Рыбка плавала в воде».

(Дети встают из-за столов).

Рыбка плавала в воде,

Хвостиком виляла.

Корм глотала всюду и везде,

Ротик открывая.

Лисичка мимо шла,

Гордая такая,

И обидела бычка, Большеротым называя.

А бычок не промолчал

И ответил также.

И расстроились они от дразнилки глупой.

6. Совершенствование грамматического строя речи:

Игра «Сосчитай».

2 пучеглазых бычка, ……5 пучеглазых бычков.

2 большеротых бычка, ….5 большеротых бычков.

2 грубых лисички, ………5 грубых лисичек.

2 мудрых лисы,…………..5 мудрых лис.

2 ласковых лисички, …….5 ласковых лисичек.

Игра « Слова наоборот».

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

(Дети садятся за столы).

7. Заполнение детьми мнемотаблицы при повторном чтении сказки.

(таблица 7а)

8. Пауза для подготовки детей к пересказу.

Воспитатель предлагает детям подумать одну минуту и подготовиться к пересказу сказки.
9. Пересказ сказки детьми по частям и разыгрывание сказки по ролям.

1.Дети рассказывают по цепочке и передают « волшебную» палочку следующему рассказчику.

2.Разыгрывание по ролям сказки.

10.Окончание занятия.
Какую сказку вы сегодня слушали?

Кто больше всех вам понравился?

Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?

Какие пословицы вы знаете по данной теме?

Какие вежливые слова вы знаете?

Домашнее задание
.

По мнемотаблице рассказать сказку родителям.